15
− Музыкальная энциклопедия
Приведем несколько примеров, оперируя преимущественно терминологией, относящейся к сфере звуковысотных отношений и к организации музыкальной ткани - к элементам музыкальной системы, принадлежащим языковому уровню и потому выполняющим наиболее значимую функцию в реализации художественного содержания, хотя есть все основания утверждать, что терминологическая неточность затрагивает и другие облас
читать далее »
− Примеры неточностей
Примеры неточностей, неувязок, пересечения понятий можно было бы продолжить. Но их достаточно, чтобы сделать следующие выводы:
1 Нашему понятийно-терминологическому аппарату недостает четких исходных позиций, четких методологических установок при рассмотрении явлений, выведении тех или иных его определений и установлении соответственного термина. Недостаточно четко проводится разгранич
читать далее »
− Историческое критиковедение
Вот несколько исходных пунктов для будущего теоретического и исторического критиковедения. Может ли иметь такое планомерное изучение теории и истории музыкальной критики, помимо специфического, научно-исследовательского, и жизненно-ценный, конкретный смысл и применение? Вопрос, при современных требованиях, предъявляемых к научно-исследовательской работе, естественный. Мы считаем возможным дать
читать далее »
− Творческий метод
В своих программных сочинениях Чайковский следует по пути, проложенному Листом, но с коррекцией на шумановский тип программности. Такие произведения, как симфония Манфред, увертюра-фантазия Ромео и Джульетта, симфоническая поэма Франческа да Римини и др. обладают самодостаточной звукоструктурой классического типа, хотя сами программы очень напоминают листовские. В целом же программность не явл
читать далее »
− Реализм в инструментальной музыке
Однако последнее слово в этом вопросе еще не сказано; важно, что традиции классического реализма вошли в жизнь XX столетия, и в этом заслуга Рахманинова исключительно велика.
Итак, реализм в инструментальной музыке имел своими главными источниками классико-романтическое и классико-реалистическое направления. В этих линиях развития романтизм представляется переходной стадией от классици
читать далее »
− Экстравертивный поворот музыкальной образности
Отсюда - экстравертивный поворот музыкальной образности; Брукнер достигает экстравертности путем включения в свои звукоструктуры изобразительно-картинных элементов. В целом системы соподчинения признаков в неоромантических стилях построены с учетом основного фактора - отсутствия классических принципов формообразования и отхода от народно-национальной жанровости. Перенос центра тяжести содержа
читать далее »
− Национально-характеристические значения
Национально-характеристические значения, причем - многообразные, заложены в произведениях на глубоких уровнях музыкального языка, и в этом Дебюсси похож на Глинку, Бородина или на своего соотечественника Бизе. Безусловно типичной чертой музыки Дебюсси является экстравертный характер ее образов, хотя всюду эта проекция во внешний мир дана в личностно-психологическом ключе. Того, чего Глинка или
читать далее »
− Внутреннее состояние
Речь идет о специфически музыкальных закономерностях, о музыке, воздействующей на нас только своей звукоструктурой и вызывающей через это воздействие вполне определенный, конкретный комплекс ассоциаций, который и является основой нашего понимания содержания во всей его многосторонности: национальной, временной, личностно-психологической, повернутой к внешнему миру или отображающей внутреннее с
читать далее »
− Ассоциативное поле
В музыке программной ассоциативное поле сжимается, да и слушательская автопроекция лишается свободы. Например, мы можем совершить вместе с берлиозовским Чайльд-Гарольдом музыкальное путешествие по Италии, побывать в пещере контрабандистов, потанцевать сицилиану и т. д. Но это будет вынужденное путешествие с героем, который может быть непонятен и чужд нам и в которого мы, может быть, не сможем
читать далее »
− Драматический певец
В бесконечном процессе развития музыкального искусства идеи, появившиеся на одном витке спирали, прорезаются на другом витке уже в новом облике. Например, мысли о мелодической опере и опере речитативной возникли одновременно в момент рождения нового жанра. Один из отцов оперы - Дж. Каччини обладал лирическим голосом и хотел утвердить в опере мелодическое пенис; второй Пери, будучи драматически
читать далее »