10
− Живущие в музыке романтические образы
Таковы живущие в музыке романтические образы пути, духовного порыва, мечты, праздника, смерти и другие, таковы по-разному осмысляемые современной демократической и буржуазной культурой образы города, революции и революционных масс, войны и мира, человеческого братства и враждебных человеческих начал, солидарности и отчуждения, мещанства, с его пошлым прагматическим отношением к миру и светлой,
читать далее »
− Социокультурные условия
А накануне Великой французской революции вместо господствующей рационалистической модели музыкального языка формирующееся музыкальное сознание третьего сословия (последовательнее всего выраженное Руссо в его полемике с Рамо) утверждает новую (отличающуюся от условной, искусственной с его точки зрения, старой), с доминантой простоты, задушевности, безыскусности, принципом естественной связи сер
читать далее »
− Социокультурные формы общения
Общение в любой специальной сфере культуры является частью единой, охватывающей всю жизнь общества, системы общения и потому формируется не только изнутри, но и под воздействием всей этой системы. Данная методологическая посылка целиком относится и к музыкальным произведениям.
Социокультурные формы общения организуют и закрепляют устойчивые ситуации общения. Последние в себя включают:
читать далее »
− Массовое общение
По типу субъектов общения можно выделить следующие его разновидности:
а) массовое общение - с его различимым многоголосием и, одновременно, обобщенностью (без рельефной индивидуализации) отдельных голосов, объединенных единым отношением к миру, надындивидуальным, соборным содержанием; различие в отношении также оказывается коллективным и делит массу на группы-голоса. Этот тип реализует
читать далее »
− Конструктивная роль общения
Не менее существенна (хотя, скрытая в недрах творчества, и менее заметна) конструктивная роль общения автора с образом другого. Так, исторически обусловленное стремление инструментальной музыки (вслед за живописью и литературой) воссоздать особенности психологического облика и, главное, внутреннего мира реальных людей, создать музыкальный портрет человека (при всей разнице типов его видения, с
читать далее »
− Тип общественных отношений
Попятно отсюда, почему все названные только что примеры относятся к музыкальному романтизму, сделавшему центральной задачей творчества выражение открытых культурой эпохи уникальных несметных богатств и, одновременно, противоречий души, прежде всего, собственной души художника.
Каждый тип общественных отношений и культуры придает своеобразие перечисленным субъектным модификациям общения
читать далее »
− Игровое общение
В бетховеиских симфониях - при их огромном жизненно-коммуникативном разнообразии - все же доминирует, так сказать, классицизм общения в рамках добровольно взятой на себя человеком героической моральной роли, подчиненной общественному долгу и борьбе за идеал; даже праздник у Бетховена- не карнавал, но высокое торжество, исполненный серьезнейшего смысла и всегда строго организованный триумф.
читать далее »
− Интимное общение
И музыка активно использует возможности подобного способа взаимоотношений, о чем свидетельствуют игровые формы музыкального фольклора, светская полифония Ренессанса, сюиты и партиты Баха и Генделя, культура концерта XVIII века, игровое раздолье Скарлатти, Моцарта, театральность французской музыки галантной эпохи, пародийный, пласт музыкальной культуры романтизма от Шумана до Малера, не говоря
читать далее »
− Миросозерцательный жанр
У романтиков она становится центральной, всеобъемлющей, подчиняя даже такой эпический миросозерцательный жанр, как симфонию (Брамс, Чайковский, Малер), а в музыке XX века сохраняет (в различных направлениях по-разному) значение одной из ведущих, максимально психологизируя и индивидуализируя либо почти устраняя структуры официального общения (кроме случаев их критического, отрицающего моделиро
читать далее »
− Прощальная симфония
Прощальная симфония Гайдна 1 замечательный пример драматического взаимодействия социально безусловных требований роли (играть - здесь роль) и личностью безусловных привязанностей сердца, официального и интимного общения: прощание с дорогой сердцу ролью, которая для музыканта - жизнь, не роль; человеческий протест против унизительных ролевых зависимостей, аппеляция к состраданию и самоутвержде
читать далее »