Тип общественных отношений

Попятно отсюда, почему все названные только что примеры относятся к музыкальному романтизму, сделавшему центральной задачей творчества выражение открытых культурой эпохи уникальных несметных богатств и, одновременно, противоречий души, прежде всего, собственной души художника.

Каждый тип общественных отношений и культуры придает своеобразие перечисленным субъектным модификациям общения, но и соотношение между ними также имеет типологический характер. Так, для архаического и средневекового типов культуры доминантным, следовательно, ключевым для понимания музыки в указанном контексте является надындивидуальное массовое общение, а для романтической культуры - общение я - ты, я - я.

По способу осуществления можно выделить по крайней мере три исторически модифицирующихся типа общения: официальное, игровое, интимное, которые характеризуются прежде всего типом социально-коммуникативного поведения (то есть непосредственной, общенческой активности) и возникающим в результате типом контакта между субъектами общения.

Официальное общение организует сферы отношений, в которых поведение субъектов жестко детерминировано их социальным статусом, социальной ролью - и осуществляется по строгим правилам и схемам (максимум такой регламентации - ритуальное общение). Данное общение можно обозначить как безусловно-ролевое. Содержательно оно тяготеет к надпсихологичности либо надындивидуальной всеобщности состояний. Контакт между партнерами отличается изначальной и неизменной серьезностью (официальностью) и дистанцированностыо. Именно структура такого типа общения внутренне и внешне организует музыкальный обрядовый фольклор, культовую и светскую церемониальную музыку; она же слышна в выдерживающих строгие ролевые рамки и коммуникативную дистанцию большинстве произведений Баха, Генделя, Монтеверди.