22
− Нефункциональная музыка нового и новейшего времени
М. Бахтин назвал их речевыми жанрами . В качестве таковых функционируют в культуре не только словесные формы общения, но и устойчивые системы жестов, этикет, любые формы знакового поведения. С некоторыми из речевых жанров музыка функционально связана изначально, что определило формирование ряда самостоятельных музыкальных жанров: танцевальных, маршевых, религиозно-ритуальных (месса, хорал) и т
читать далее »
− Глубинный уровнь музыкального высказывания
Ясно, что подобное влияние речевых жанров сказывается в первую очередь на глубинном уровне музыкального высказывания: речевой жанр выстраивает прежде всего внутреннюю форму, через нее либо меняя характер исходного музыкального жанра (так, романтики как бы вживляют в ядро большинства инструментальных, танцевальных и вокальных жанров центральную жанровую форму своей культуры - исповедь, превраща
читать далее »
− Романтические образы в музыке
Таковы живущие в музыке романтические образы пути, духовного порыва, мечты, праздника, смерти и другие, таковы по-разному осмысляемые современной демократической и буржуазной культурой образы города, революции и революционных масс, войны и мира, человеческого братства и враждебных человеческих начал, солидарности и отчуждения, мещанства, с его пошлым прагматическим отношением к миру и светлой,
читать далее »
− Социокультурные условия и их влияние
А накануне Великой французской революции вместо господствующей рационалистической модели музыкального языка формирующееся музыкальное сознание третьего сословия (последовательнее всего выраженное Руссо в его полемике с Рамо) утверждает новую (отличающуюся от условной, искусственной с его точки зрения, старой), с доминантой простоты, задушевности, безыскусности, принципом естественной связи сер
читать далее »
− Социокультурные формы общения в музыке
Общение в любой специальной сфере культуры является частью единой, охватывающей всю жизнь общества, системы общения и потому формируется не только изнутри, но и под воздействием всей этой системы. Данная методологическая посылка целиком относится и к музыкальным произведениям.
Социокультурные формы общения организуют и закрепляют устойчивые ситуации общения. Последние в себя включают:
читать далее »
− Типы субъектов общения в музыкальном контексте
По типу субъектов общения можно выделить следующие его разновидности:
а) массовое общение - с его различимым многоголосием и, одновременно, обобщенностью (без рельефной индивидуализации) отдельных голосов, объединенных единым отношением к миру, надындивидуальным, соборным содержанием; различие в отношении также оказывается коллективным и делит массу на группы-голоса.
Этот тип реализ
читать далее »
− Конструктивная роль общения в музыкальном контексте
Не менее существенна (хотя, скрытая в недрах творчества, и менее заметна) конструктивная роль общения автора с образом другого. Так, исторически обусловленное стремление инструментальной музыки (вслед за живописью и литературой) воссоздать особенности психологического облика и, главное, внутреннего мира реальных людей, создать музыкальный портрет человека (при всей разнице типов его видения, с
читать далее »
− Типы общественных отношений и культуры
Попятно отсюда, почему все названные только что примеры относятся к музыкальному романтизму, сделавшему центральной задачей творчества выражение открытых культурой эпохи уникальных несметных богатств и, одновременно, противоречий души, прежде всего, собственной души художника.
Каждый тип общественных отношений и культуры придает своеобразие перечисленным субъектным модификациям общения
читать далее »
− Игровое общение в музыке
В бетховенских симфониях - при их огромном жизненно-коммуникативном разнообразии - все же доминирует, так сказать, классицизм общения в рамках добровольно взятой на себя человеком героической моральной роли, подчиненной общественному долгу и борьбе за идеал; даже праздник у Бетховена- не карнавал, но высокое торжество, исполненный серьезнейшего смысла и всегда строго организованный триумф.
читать далее »
− Интимное общение в музыке
И музыка активно использует возможности подобного способа взаимоотношений, о чем свидетельствуют игровые формы музыкального фольклора, светская полифония Ренессанса, сюиты и партиты Баха и Генделя, культура концерта XVIII века, игровое раздолье Скарлатти, Моцарта, театральность французской музыки галантной эпохи, пародийный, пласт музыкальной культуры романтизма от Шумана до Малера, не говоря
читать далее »