Игровое общение в музыке

В бетховенских симфониях - при их огромном жизненно-коммуникативном разнообразии - все же доминирует, так сказать, классицизм общения в рамках добровольно взятой на себя человеком героической моральной роли, подчиненной общественному долгу и борьбе за идеал; даже праздник у Бетховена- не карнавал, но высокое торжество, исполненный серьезнейшего смысла и всегда строго организованный триумф.

Игровое общение возникает в зоне социальной свободы, творческого овладения коллективами и личностями своими отношениями с миром и между собой. Спектр игровых форм общения в истории культуры весьма широк и распространяется на различные жизненные сферы - труда и досуга, межличностных, например, сексуальных отношений, познания и искусства. Социально-коммуникативное поведение здесь имеет условно-ролевой характер, а общающиеся субъекты оказываются сложным единством индивидуальности и роли, лица и маски. Нормативная сторона такого общения - творчески применяемые обобщенные правила, включающие импровизационность и театрализовашюсть в их самых разных проявлениях, демонстрацию мастерства, соревновательность в сфере содержания и формы.

Форма контакта при игровом общении - подвижная, живая связь, свободно варьируемая дистанция равноправных партнеров, допускающая амбивалентную позицию веселого критицизма, иронии и пародирования. При этом, каков бы ни был общий смысл игровых контактов, их содержание, разумеется, существенно меняется - от идиллической пасторали до клоунады, от интеллектуальной игры умов в ученом споре до простонародного карнавального веселья. Однако в любом случае игровая природа роли не позволяет полностью слить ее с сокровенным я субъекта или исчерпывающе выразить это я через роль, что, естественно, ограничивает игровое общение в одном отношении, зато позволяет ему быть эффективным способом совместного познания, переоценки ценностей, свободного жизнетворческого бытия и самоутверждения людей - в другом.