8

− Творческая мысль

Интересно отметить, что творческая мысль, ощутив утрату емкости содержания на пути усложнения, звуковых средств, начинает искать простые решения. Правда, судьба этой новой простоты, соразмерно с ее генеральной идеей, оказалась различной в эпоху полифонии и в наше время. Идеологи церкви, ревностно преследовавшие свои цели, потребовали запретить исполнение полифонической музыки в храмах,


читать далее »

− Письменные источники

«В науке нет широкой столбовой дороги,- писал К. Маркс, повторяя ответ Эвклида египетскому царю Птолемею,- и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Предлагаемая книга написана для тех, кто вступает на эти тропы, обращаясь к изучению истории русской музыкальной культуры.

Все стороны музыкальной культуры нашли отр


читать далее »

− Контекст культуры

В сложной целостности культуры современная культурология выделяет такие ее большие подсистемы, как материальная, духовная и художественная культура, каждая из которых, естественно, по-своему влияет на музыку. Отсюда музыкально-культурологический подход предполагает соответствующие три макросистемы и три ракурса рассмотрения, разумеется, всякий раз учитывающие специфику музыки. Объектом настоящ


читать далее »

− Содержательное ядро духовной культуры

При этом важно помнить, что исследовательское включение в контекст полностью соответствует той реальной, исторически органичной соотнесенности музыки с духовной культурой, благодаря которой только и получает физическая (акустическая) и психологическая реальность музыки социально-духовную содержательность и способность адекватного воздействия на людей. Такая зависимость вытекает из самого сущес


читать далее »

− Пять измерений

Говоря более строго, в музыке, в ее содержании и устройстве находят специфическое продолжение (осуществление) все основные измерения духовной культуры: ее предметное и ценностно-смысловое содержание, психологические и знаковые формы, способы ее социального функционирования. Эти пять измерений (компонентов) в их конкретно-исторической содержательности и являются духовно-культурными контекстами


читать далее »

− Католическая всемирность

Скажем, мирообраз, определяющий своеобразие художественной реальности музыки Баха и возникший на перекрестке исторических культурных эпох, сопрягает разные мировоззренческие принципы и представления и потому он сложен, насыщен, напряжен: средневековая гармония мира парадоксально соединяется в нем со всеохватывающей барочной противоречивостью; католическая всемирность, космизм, соборная надинди


читать далее »

− Трактовка времени

Ярчайший пример, конечно, Шопен, музыка которого заключает в себе безграничное богатство лирического осмысления временного разнообразия жизни. Шопен поражает не только чуткостью поэтической памяти, но прежде всего тончайшим эмоциональным восприятием-проживанием настоящего. Реалистическая же трактовка времени базируется на культурном миропонимании, вобравшем грандиозный практический, социально-


читать далее »

− Выявление культурно-типологических черт семантики

Но на этот вопрос нельзя ответить без культурологического подхода, без выявления культурно-типологических черт семантики, эстетики и поэтики проецируемого в музыку и образно воскрешаемого ею пространства. Необходимо, по крайней мере, выделение характерных для конкретной культурной картины мира сфер (природное, божественное, социальное, психологическое) и измерений (масштаб, структурирован


читать далее »

− Атрибут мира

Движение, этот атрибут мира, понятый как любое его изменение, фиксируется и осмысляется культурой и искусством как с помощью пространственно-временных представлений, так и через особую, хотя и тесно связанную с последними, содержательно-структурную универсалию - сюжет. Понятие сюжета в последнее время все чаще используется музыкознанием 3.

Сюжет может быть рассмотрен как содержательно-


читать далее »

− Методологическое значение понятия

Методологическое значение понятия сюжет для музыкознания заключается, прежде всего в возможности вскрыть жизненную предметно-событийную, часто конфликтную наполненность музыкальных структур (интонационных, композиционно-драматургических и т. д.). Музыкальный сюжет не чисто-текстовая, но образная содержательная структура, имеющая (получающая) значение и смысл только при содержательной интер


читать далее »