Развитие идеи инструментальных жанров

Аналогичным образом развивались идеи и в инструментальных жанрах. Например, рожденная в мангеймском оркестре идея массированной струнной звучности, нашедшая свое отражение в единстве симфонической звукоструктуры, прошла длительный путь интенсивных метаморфоз: через шедевры классической эпохи, через отрицание в симфониях романтиков, через новое воплощение в богатейших симфонических произведениях классического реализма.

Другой пример - музыкальный авангард XX века, появившийся в эпоху упадка буржуазной культуры,- казалось бы, совершенно невиданное в истории музыки; движение, продолжающее на новом витке эволюции, в совершенно новых социально-исторических условиях разрабатывать очень давнюю идею звукоконструкторского рационализма.

Примеры подобного рода можно разыскать в любой области музыкального искусства - и в программной, и в непрограммной музыке, ибо вся ее история, а соответственно и в первую очередь ее содержание, обнаруживают преемственность основных идей. Но из этого не следует, что во веки веков она будет пребывать в уже созданном и осознанном круге идей.

Правда, еще и сегодня произведения эпохи классического реализма представляют модель совершенного искусства, потому что в них в наибольшей мере, с наибольшей полнотой воплощен и метод, и результат развития искусства, обладающего прогрессирующим, расширяющимся содержанием. Как показывают лучшие произведения последующего времени, даже перекомбинация, перестройка уже сложившейся оптимальной емкости содержания с ее основными компонентами способна создавать музыкальное искусство высочайшего ранга. Поиски продолжаются и в направлении новых областей значений.

Активизация и политизация социальных процессов в XX веке повлияла на более конкретное отображение в музыкальном искусстве социально-характеристической стороны содержания.