17

− Немного об опере

В бесконечном процессе развития музыкального искусства идеи, появившиеся на одном витке спирали, прорезаются на другом витке уже в новом облике. Например, мысли о мелодической опере и опере речитативной возникли одновременно в момент рождения нового жанра.

Один из отцов оперы - Дж. Каччини обладал лирическим голосом и хотел утвердить в опере мелодическое пенис; второй Пери, будучи драма


читать далее »

− Музыкальный авангард XX века

Аналогичным образом развивались идеи и в инструментальных жанрах. Например, рожденная в мангеймском оркестре идея массированной струнной звучности, нашедшая свое отражение в единстве симфонической звукоструктуры, прошла длительный путь интенсивных метаморфоз: через шедевры классической эпохи, через отрицание в симфониях романтиков, через новое воплощение в богатейших симфонических произведения


читать далее »

− Революционный фольклор

Революционный фольклор рабочего класса, с одной стороны, и пародийно-гротескное снижение традиционных бытовых жанров или употребление звукоструктур с негативным эстетическим потенциалом - с другой, ввели в содержание музыки новые категории ассоциативных значений.

По поводу элементов, вносящих в содержание отрицательный смысл, нужно сказать, что эта область значений требует особой настро


читать далее »

− Музыка - часть культуры общества

Музыка - часть культуры общества. Осознание этого факта в наши дни, несомненно, стало более широким и глубоким, чем прежде. Особенности современной художественной практики и развитие музыкознания, в том числе его усиливающиеся связи с социогуманитарными науками, позволяют понять всесторонний, всеобъемлющий характер связи музыки и культуры, связи, охватывающей как богатство музыкальных феномено


читать далее »

− Музыка и духовная культура

В сложной целостности культуры современная культурология выделяет такие ее большие подсистемы, как материальная, духовная и художественная культура, каждая из которых, естественно, по-своему влияет на музыку. Отсюда музыкально-культурологический подход предполагает соответствующие три макросистемы и три ракурса рассмотрения, разумеется, всякий раз учитывающие специфику музыки.

Объектом


читать далее »

− Ядро духовной культуры

При этом важно помнить, что исследовательское включение в контекст полностью соответствует той реальной, исторически органичной соотнесенности музыки с духовной культурой, благодаря которой только и получает физическая (акустическая) и психологическая реальность музыки социально-духовную содержательность и способность адекватного воздействия на людей. Такая зависимость вытекает из самого сущес


читать далее »

− Духовно-культурный контекст музыки

Говоря более строго, в музыке, в ее содержании и устройстве находят специфическое продолжение (осуществление) все основные измерения духовной культуры: ее предметное и ценностно-смысловое содержание, психологические и знаковые формы, способы ее социального функционирования. Эти пять измерений (компонентов) в их конкретно-исторической содержательности и являются духовно-культурными контекстами


читать далее »

− Предметный музыкальный мирообраз

Скажем, мирообраз, определяющий своеобразие художественной реальности музыки Баха и возникший на перекрестке исторических культурных эпох, сопрягает разные мировоззренческие принципы и представления и потому он сложен, насыщен, напряжен: средневековая гармония мира парадоксально соединяется в нем со всеохватывающей барочной противоречивостью; католическая всемирность, космизм, соборная надинди


читать далее »

− Музыкальные ассоциативные значения

Уже отмечалось, что в образной сфере нашего сознания при различных воздействиях реакция проявляется в виде ассоциативных представлений. Таким возбудителем образной сферы может быть и слово. Здесь, также как и при восприятии музыки, включается механизм ассоциативной реакции, которая может протекать самостоятельно и свободно либо в соответствии с усвоением прямого смысла, передаваемого словами.


читать далее »

− Музыкальные ассоциации

В речитативной вокальной музыке ассоциативный ряд музыкального компонента напоминает структуру музыкальных ассоциаций в образном единстве видеоряд - музыка. В речитативах немузыкальный компонент - слово с его ассоциативной и понятийной сторонами - главенствует, руководит целым, в то время как музыкальные ассоциации, дополняющие целое (по принципу подобия либо контраста) до оптимального содержа


читать далее »