Музыкальные ассоциативные значения

Уже отмечалось, что в образной сфере нашего сознания при различных воздействиях реакция проявляется в виде ассоциативных представлений. Таким возбудителем образной сферы может быть и слово. Здесь, также как и при восприятии музыки, включается механизм ассоциативной реакции, которая может протекать самостоятельно и свободно либо в соответствии с усвоением прямого смысла, передаваемого словами.

В вокальной музыке возникающие при одновременном воздействии слов и музыки музыкальные ассоциативные значения и словесные ассоциативные значения могут быть сходными, подобными, но могут и отличаться, находиться в положении дополнения, дополняющего контраста и т. д.

Соотношения между музыкальными и словесными ассоциациями могут складываться как резонанс или наоборот - подавление одних другими, а также под влиянием параллельно протекающего процесса уяснения смысла словесной речи.

Композитор, создавая вокальное произведение, помимо технологических согласований (например, эквиритмических и звуковысотных) согласует систему ассоциативных значений слов и музыки со смыслом речи в единое образно-смысловое содержание. Оптимально сформированное содержание вокального произведения может быть монолитным или внутренне противоречивым - это зависит от конкретного замысла.

В мелодических вокальных стилях музыкальные ассоциативные значения и понятийная и ассоциативная стороны словесного компонента согласуются по принципу подобия.

Сами по себе музыкальные ассоциативные значения вместе с их звукоструктурами составляют в этих стилях полную сумму музыкального содержания, поэтому музыкальный компонент в мелодических вокальных стилях может существовать и без слов. Об этом говорят многочисленные инструментальные переложения и обработки вокальной музыки или, например, распространенный п XIX веке издательский жанр - переложения целых опер для фортепиано без словесной строки (так называемые глухие оперные клавиры).