26

− Значимость текста в музыке

Музыковед, стремящийся проникнуть в тайну текста произведения, включает в сферу анализа максимум замеченного им, воссоздает многоэлементную иерархическую структуру. Нередко сюда попадают и элементы досемантического уровня, которые трактуются, однако, как семантические. Это те элементы текста, которые и при первом и при десятом (двадцатом, сотом) восприятии слушают не слыша. В таком разборе под


читать далее »

− Целостный музыкальный анализ

Целостный анализ учитывает все обстоятельства - исторический контекст, стилевые связи (исторический, авторский стиль, направления), все авторские внемузыкальные и музыкальные, жанровые ассоциации. Целостный анализ исходит из предпосылки единства содержания и формы, их нерасторжимости, поэтому анализ взаимодействия всех элементов формы превращается в анализ их выразительных функций, то есть нап


читать далее »

− Анализ формы и музыкальных связей

Полнота, всеобъемлющий характер целостного анализа обусловливает не только его достоинства как метода, но и его недостатки и ограниченность применения. Отсутствие крупной формы или цикла обусловлено отнюдь не только ограниченным объемом книги - в анализе крупной формы, партитуры возникли бы дополнительные аспекты, необходимость рассмотрения новых взаимосвязей.

Целостный анализ


читать далее »

− Анализ музыкального формирования

Теоретический анализ ставит своей задачей выяснение закономерностей формы. Сюда относится анализ любых элементов формы музыкального текста (гармонии, синтаксиса, ритма и пр.). Смысл, назначение, цель таких исследований - научное познание, ибо музыкальная теория является наукой в самом точном смысле слова. В этом теорию можно уподобить лингвистике больше, чем литературоведению.

Но в отл


читать далее »

− Музыкальные образы в стиле Асафьева

Такой личностью в музыкальной критике был Б. В. Асафьев. Асафьевский метод анализа в Симфонических этюдах, Книге о Глинке, исследовании Евгения Онегина Чайковского, в статьях и малых монографиях с полным нравом можно назвать художественным. Дело вовсе не в красотах литературного языка, не в метафорах и излюбленных у Асафьева превосходных степенях прилагательных. Литературный язык Асафьева - ор


читать далее »

− Музыка Асафьева

Читая Асафьева, мы слышим музыку так же, как, читая литературное произведение, мы видим и слышим его героев, в отличие от очерковой журналистики, где может быть сколько угодно описаний, а эффекта сопереживания и слышания нет.

Анализ Асафьева, будучи неполным, точечным, тем не менее создает впечатление полноты, целостности. Но это полнота, которая, как художественная литература, оставля


читать далее »

− Теория музыки

Цельность, синтетичность асафьевского мышления предполагает как главное не столько рациональный анализ, сколько интуитивное постижение, при котором синтезируются все элементы еще в пределах внутренней речи, как установка, но не как текст.

Теория музыки в самом своем зарождении была близка точным наукам, прежде всего - математике. Большинство музыкально-теоретических учений были совер


читать далее »

− Тематическое музыкальное развитие

Плодотворными оказались и поиски в области семиотики, ставящие целью рассмотрение музыки как знаковой системы. Наиболее существенно здесь стремление к объективации наших представлений о содержании. Все же семиотика, по-видимому, не может дать адекватный метод его анализа. Во-первых, потому, что означаемое в музыке захватывает лишь малую область содержательной структуры, которая поддается о


читать далее »

− Новый музыкальный период

Еще более, чем семиотика, дает аналитику структурная лингвистика и особенно структурная поэтика (труды Ю. М. Лотмана и его школы), концепции В. В. Проппа, а также культурологическая концепция М. М. Бахтина. Здесь многое может быть даже перенесено на музыку.

Более того, закономерности, открытые в структурной лингвистике, функциональная типология В. В. Проппа и культурологическая концепци


читать далее »

− Музыкальная структура

В самом художественном творчестве, в музыке в частности, эти тенденции могут быть совмещены. Непознаваемость, иррациональность собственно художественного содержания (для широкого слушателя это равно отсутствию содержания) совмещается с крайним рационализмом и детерминированностью в форме.

Иной тип творческой установки выражается в том, что, опираясь на первые три уровня содержательн


читать далее »