Анализ музыкального формирования

Теоретический анализ ставит своей задачей выяснение закономерностей формы. Сюда относится анализ любых элементов формы музыкального текста (гармонии, синтаксиса, ритма и пр.). Смысл, назначение, цель таких исследований - научное познание, ибо музыкальная теория является наукой в самом точном смысле слова. В этом теорию можно уподобить лингвистике больше, чем литературоведению.

Но в отличие от лингвистики - разветвленной науки о языке вообще, языке как таковом,- теория музыки не может абстрагироваться от художественной, содержательной стороны музыки, как не может форма самого художественного произведения отделиться от содержания. Следовательно, теоретическое исследование подразумевает выход к эстетическим проблемам и предполагает в качестве базы художественное постижение, а в качестве предварительной стадии более или менее полный целостный анализ, понимание роли исследуемых элементов в системе художественного целого, в системе авторского и исторического стиля I.

Противоположный теоретическому жанру анализа - анализ критический. Здесь музыковед выходит на публику, к широкой аудитории, к слушателю (не эксперту), не владеющему понятийным аппаратом и терминологией музыкальной теории. Это самый трудный для музыковеда жанр, в котором на первом плане - интерпретация содержания. Критик - имеется в виду талантливый критик - всегда субъективен. Личностное отношение к произведению придает интерес и обаяние критическому тексту. Читателю должно быть интересно, что думает тот или иной критик как просвещенная, знающая, глубоко проникающая в суть вещей личность.