21

− Движение в музыке

Движение, этот атрибут мира, понятый как любое его изменение, фиксируется и осмысляется культурой и искусством как с помощью пространственно-временных представлений, так и через особую, хотя и тесно связанную с последними, содержательно-структурную универсалию - сюжет. Понятие сюжета в последнее время все чаще используется музыкознанием.

Сюжет может быть рассмотрен как содержательно-фо


читать далее »

− Музыкальный сюжет и его значение

Методологическое значение понятия сюжет для музыкознания заключается, прежде всего в возможности вскрыть жизненную предметно-событийную, часто конфликтную наполненность музыкальных структур (интонационных, композиционно-драматургических и т. д.). Музыкальный сюжет не чисто-текстовая, но образная содержательная структура, имеющая (получающая) значение и смысл только при содержательной интер


читать далее »

− Культурный музыкальный образ мира

Наконец, в-третьих, в культурный образ мира и, соответственно, в структуру музыкального содержания входят (в разные эпохи - в разном объеме, степени) более конкретные и в этом смысле более наглядные представления об отдельных сторонах, сферах, проявлениях значимой реальности -образы природы, истории, человека, его быта и нравов, сознания и поступков, образы конкретных жизненных сфер (труда, бо


читать далее »

− Духовно-ценностный контекст в музыке

Духовно-ценностный контекст в силу ценностно-познавательной природы искусства, а также специфики музыкального содержания - центральный. Он представляет теснейшим образом связанный с предметным ценностно-смысловой план культурной картины мира.

Этот план включает социально-исторически складывающиеся системы ценностей и их реализацию: ценностную иерархию мира на основе таких противоположностей


читать далее »

− Музыкальный трагизм

Слышимый трагизм музыки Баха, Шуберта, Мусоргского также типологически совершенно различен, ибо включен в различные системы понимания мира и его ценностной интерпретации. Наконец, всякий раз конкретно обусловлено системой ценностей соотношение музыкально воссоздаваемых образов реального и идеального, сущего и должного.

Основными типами ценностей, выражаемых музыкой, явля- ются эстетич


читать далее »

− Духовная среда существования музыки

Разумеется, выделение ценностной доминанты творчества большого композитора или направления носит самый общий характер, но оно, думается, полезно: ведь и жанровый спектр творчества, отличающие его жанрово-тематические предпочтения обусловлены своеобразием тон или иной культурной системы ценностей, ее собственной ценностной доминантой.

Вообще же обращение к духовно-ценностному контексту


читать далее »

− Психологическое воздействие

Все значимые структурные особенности, все физиономические черты общественной психологии отпечатываются в содержании и форме интонационного мышления и высказывания, как и в психологии музыкального творчества.

При любой степени композиторского новаторства и индивидуальности богатство, соотношение и неповторимый тонус интонационно воплощаемых состояний создания восходят к определенной культурн


читать далее »

− Музыка в религиозном контексте

Так, противоречив и парадоксален социально-психологический облик музыки Баха, вобравший черты разных культурных эпох: религиозный оптимизм и барочный трагизм мироощущения, традиционное христианское преклонение перед господом, высокое всепоглощающее стремление к нему и простонародное бытовое любопытство, бюргерскую трезвость, ремесленный хищный глазомер, самозабвенную веру и глубочайшую духовну


читать далее »

− Музыка в семиотическом контексте

Семиотический контекст необходим, поскольку семиотика культуры генетически и функционально влияет на музыку, на ее собственный языковой аспект.

Здесь не место анализировать специфику знаковых форм в музыке, но необходимо о ней напомнить, поскольку исследование связи языка музыки с другими языками культуры во многом определяется и, я бы сказал, затрудняется именно этой спецификой. Средо


читать далее »

− Выразительные формообразующие структуры

Поэтому данные феномены музыкального языка проще включаются в семиотический контекст культуры. Скажу кратко о его основных составляющих.

Во-первых, это универсальные выразительные структуры, обладающие кругом эстетических, мировоззренческих и культурно-символических значений, в музыке проявляющиеся на уровне ладогармонической, композиционной, метроритмической организации. Особо следует


читать далее »