Духовная среда существования музыки

Разумеется, выделение ценностной доминанты творчества большого композитора или направления носит самый общий характер, но оно, думается, полезно: ведь и жанровый спектр творчества, отличающие его жанрово-тематические предпочтения обусловлены своеобразием тон или иной культурной системы ценностей, ее собственной ценностной доминантой.

Вообще же обращение к духовно-ценностному контексту методологически важно не только потому, что дает представление о существенных детерминантах и духовной среде существования музыки, но и потому, что иначе исследовательски поворачивает самое музыку, углубляет ее постижение, заставляя осознать, дифференцировать и затем синтезировать в конкретную целостность узловые идейно-смысловые моменты ее духовного содержания, еще нередко в практике музыковедческого анализа остающиеся втуне либо растворяемые в чисто эмоциональной интерпретации.

Культурно-психологический контекст. Необходимость обращения к нему обусловлена тем, что предметно-познавательная и ценностно-смысловая стороны культурной картины мира как основы духовного содержания культуры имеют в качестве формы своего существования общественную психологию классов, наций, групп и т. д.

ВОбщественная психология, следовательно, содержательна, но в данном случае методологически акцентируется ее формальный аспект - исторически-конкретные психологические способы мировосприятия, миропереживания, миропонимания в их культурной характерности. Культурно-психологические феномены, как живые формы мирортношения (состояния сознания), дающие жизнь духовному содержанию культуры, являются не только историко-типологической детерминантой, но и непосредственно воссоздаваемым содержанием искусства.