Музыкальные образы в стиле Асафьева
Такой личностью в музыкальной критике был Б. В. Асафьев. Асафьевский метод анализа в Симфонических этюдах, Книге о Глинке, исследовании Евгения Онегина Чайковского, в статьях и малых монографиях с полным нравом можно назвать художественным. Дело вовсе не в красотах литературного языка, не в метафорах и излюбленных у Асафьева превосходных степенях прилагательных. Литературный язык Асафьева - органическая часть художественного мышления.
У Асафьева - разные жанры работ: теоретические, эстетические, исторические, критические, а также аннотации, газетные статьи и пр. Но что бы мы ни читали, мы всегда ощущаем единство в способе мышления, в подходе к явлениям музыки. База этого единства - интонационное слышание, художественное постижение музыки.
Для Асафьева целостный анализ - стадия свернутая, не доводимая до словесного выражения. Художественность аналитического метода Асафьева заключается в том, что для него музыкальное произведение, во-первых, произведение искусства, которое он слушает и впитывает. Во-вторых, музыкальное произведение для него в какой-то мере то же, что натура для художника, жизненный материал для писателя: он относится к музыке как к факту действительности, который подлежит художественному осмыслению, интерпретации на художественном уровне. Поэтому у Асафьева много работ, которые иначе как художественными новеллами и назвать нельзя. Но и в научных его работах все время чувствуется художественный аспект.
Особо здесь следует подчеркнуть следующее.
Большой писатель, Асафьев владеет обобщением через деталь, не впадая в подробное описание всех деталей, как это может быть в научной работе или целостном анализе. Иначе говоря, в его аналитических разборах присутствует то, что X. С. Кушнарев называет сокращением частностей .