Новый музыкальный период
Еще более, чем семиотика, дает аналитику структурная лингвистика и особенно структурная поэтика (труды Ю. М. Лотмана и его школы), концепции В. В. Проппа, а также культурологическая концепция М. М. Бахтина. Здесь многое может быть даже перенесено на музыку.
Более того, закономерности, открытые в структурной лингвистике, функциональная типология В. В. Проппа и культурологическая концепция М. М. Бахтина чрезвычайно плодотворны именно для музыковедения, ибо общие закономерности искусства наиболее отчетливо выражены в музыке и, следовательно, вопрос специфики художественного в ней особенно заостряется.
С 60-х годов в советском музыкознании начинается новый период сотрудничества с другими науками. В пограничных зонах выполнено уже значительное количество исследований, получены интересные результаты. Однако основной курс развития анализа, направленного на содержание, лежит в русле собственно музыковедческой проблематики, и смежные и несмежные с музыкознанием науки выступают не в роли его заменителей.
Они дополняют и расширяют его возможности. Идейная разнонаправленность и чрезвычайно сильно выраженная разиостильность искусства XX века породили агностические и формалистические тенденции в эстетике и искусствознании. Первые (Б. Кроче) склонны признать иррациональность, непознаваемость искусства, вторые (представители семиотики и теории информации), обращая к искусству рационалистические методы анализа, оперируют данными, не соприкасающимися с глубинной сущностью искусства, подменяя анализ содержания анализом внехудожественной информации, касающейся как содержания, так и формы.