Значимость текста в музыке
Музыковед, стремящийся проникнуть в тайну текста произведения, включает в сферу анализа максимум замеченного им, воссоздает многоэлементную иерархическую структуру. Нередко сюда попадают и элементы досемантического уровня, которые трактуются, однако, как семантические. Это те элементы текста, которые и при первом и при десятом (двадцатом, сотом) восприятии слушают не слыша. В таком разборе под лупой есть элемент иллюзии, за которым стоит несоответствие конечных слушательских возможностей и цели музыковедческого анализа.
В то же время, детальный разбор всей художественной структуры, ее интерпретация, не переходящая границ слышимого, несмотря па то, что слушатели не могут одновременно, одномоментно (в едином и целостном процессе) услышать все детали, интересны как демонстрация неисчерпаемости содержания произведения.
В разных типах музыковедческого анализа различны механизмы, объем, ракурс рассмотрения содержания музыкального произведения.
Целостный анализ. Целостный анализ, в основе которого лежит материалистическая концепция музыкального искусства как отражения действительности, явился большим достижением советской теоретической мысли. Разработанный В. Цуккерманом и Л. Мазслем, этот метод в настоящее время служит основным инструментом исследования произведения