Анализ формы и музыкальных связей
Полнота, всеобъемлющий характер целостного анализа обусловливает не только его достоинства как метода, но и его недостатки и ограниченность применения. Отсутствие крупной формы или цикла обусловлено отнюдь не только ограниченным объемом книги - в анализе крупной формы, партитуры возникли бы дополнительные аспекты, необходимость рассмотрения новых взаимосвязей.
Целостный анализ в известном смысле оказывается самодостаточным, замкнутым на себе самом. Степень детализации, множественность аспектов порождают замкнутую и самодостаточную систему: благодаря исчерпывающей информативности целостный анализ - в его лучших образцах - почти не оставляет места для творчества читателя, для домысла, для работы воображения. Все это делает целостный анализ скорее устным жанром и, конечно, необходимейшим условием всякой работы музыковеда.
Без предварительной стадии целостного анализа, которому предшествует целостное эстетическое слуховое постижение, вряд ли может осуществиться любой другой вид анализа. Не владея целостным анализом, современный музыковед рискует либо впасть в дилетантизм и вкусовщину, либо превратиться в сухого схоласта, далекого от живой музыки. Практическое обучение технике анализа также зиждется на освоении методов целостного анализа. Однако в письменных формах музыковедческих работ целостный анализ присутствует в снятом виде в подтексте. Здесь тип анализа всецело определяется конкретной задачей, жанром работы.