Музыкальная структура
В самом художественном творчестве, в музыке в частности, эти тенденции могут быть совмещены. Непознаваемость, иррациональность собственно художественного содержания (для широкого слушателя это равно отсутствию содержания) совмещается с крайним рационализмом и детерминированностью в форме.
Иной тип творческой установки выражается в том, что, опираясь на первые три уровня содержательной структуры - физические свойства звучания, внемузыкальные ассоциации и, особенно, музыкально ассоциативный ряд,- композитор стремится непосредственно, почти минуя четвертый уровень, выйти на пятый уровень - концептуальный. Четвертый уровень собственно музыкального обобщения, субъективного претворения оказывается чрезвычайно ослабленным, и на первый план выступает рационализм концепции.
Так обстоит дело, например, с полистилистикой, явившейся на авансцену после того как ослабел интерес к открытиям музыкального авангарда. Комбинирование и комментирование музыкальных цитат и аллюзий в конечном счете, как это ни парадоксально, приводит к утрате музыкой своей специфики. Ее содержание абстрагируется, символизируется.
В конечном счете произведение грозит превратиться в ребус, разгадав который слушатель утрачивает к нему интерес. Исчезает или сводится к минимуму полисемантичность, многовариантность восприятия, возможность бесконечного углубления в художественный мир произведения.