Музыка и духовная культура

В сложной целостности культуры современная культурология выделяет такие ее большие подсистемы, как материальная, духовная и художественная культура, каждая из которых, естественно, по-своему влияет на музыку. Отсюда музыкально-культурологический подход предполагает соответствующие три макросистемы и три ракурса рассмотрения, разумеется, всякий раз учитывающие специфику музыки.

Объектом настоящей статьи являются отношения музыки (реально бытующих музыкальных произведений) с духовной культурой, а ее методологической целью - выделение основных компонентов духовной культуры (в качестве контекстов музыки и ее исследовательского видения), через которые читается музыкальное произведение.

Контекст культуры - сегодня привычное, используемое в научном обиходе понятие, однако, зная сложность, многоплановость самой культуры, нельзя не признать его излишнюю абстрактность. Освоение н развитие культурологического подхода к музыке предполагает прежде всего конкретизацию, дифференциацию культурных контекстов и разработку методики их применения (с учетом как относительной самостоятельности выделяемых систем отсчета, так и их теснейшей взаимосвязи).

Духовная культура (знание о ней) выступает при исследовании музыки в двуединой методологической функции контекста и детерминанты, что определяет две основные и также между собою связанные задачи музыкознания: а) понять и истолковать музыкальные феномены в историческом своеобразии их содержания и формы; б) объяснить это своеобразие, то есть вскрыть его причины. В дальнейшем речь пойдет только о контекстах, с учетом того, что культура, исторически обусловливая музыку (детерминанта), становится при ее исследовании тем необходимым информационным полем (контекстом), соотнесение с которым, проекция на которое позволяет актуализировать и осмыслить существенные характеристики музыки.