Революционный фольклор

Революционный фольклор рабочего класса, с одной стороны, и пародийно-гротескное снижение традиционных бытовых жанров или употребление звукоструктур с негативным эстетическим потенциалом - с другой, ввели в содержание музыки новые категории ассоциативных значений.

По поводу элементов, вносящих в содержание отрицательный смысл, нужно сказать, что эта область значений требует особой настройки восприятия, привнесения слова в той или иной форме (открытая программа, авторский или сторонний комментарий и т. п.), но и при этих условиях, несмотря на то, что в современном мире социально-критическая направленность занимает исключительно важное место, вживаемость их в общественное сознание проходит трудно. Видимо, позитивный характер содержания, подкрепляемый позитивной же эстетикой звукоструктур, предоставляет для слушательской автопроекции более естественный путь (слиянность с высоким, прекрасным, значительным).

В заключение отметим, что при всем схематизме и неполноте разработки использованный здесь метод исследования, основывающийся на ассоциативном механизме восприятия, помогает конкретизировать проблему содержания музыки в ее историческом развитии и тем самым приблизиться к более тонкому пониманию столь сложного явления, как реализм.