Творческая мысль
Интересно отметить, что творческая мысль, ощутив утрату емкости содержания на пути усложнения, звуковых средств, начинает искать простые решения. Правда, судьба этой новой простоты, соразмерно с ее генеральной идеей, оказалась различной в эпоху полифонии и в наше время. Идеологи церкви, ревностно преследовавшие свои цели, потребовали запретить исполнение полифонической музыки в храмах, поскольку полифонические конструкции не содержали в себе ассоциативного ряда, соответствующего религиозным текстам, и затемняли смысл слов козлогласием. Понадобился гений Палестрины, чтобы восстановить церковную полифонию в правах. Палестрина спас многоголосие от церковного запрета, создав в рамках полифонического стиля ассоциативно богатую музыку, найдя полноценный синтез звуковой формы и комплекса ассоциативных значений, понятных слушательской массе, настраивавших ее на более проникновенное восприятие религиозной символики и именно поэтому не отвергнутых идеологами церкви. Палестрина был новатором музыкального содержания, подчинившим этому новому содержанию музыкально-звуковую форму и утвердившим высочайший образец вокально-полифонического стиля.
Звукоматериальная сторона музыки изучена и описана специальными теоретическими дисциплинами: наукой о ритме, наукой о ладе, гармонией, полифонией, оркестровкой, наукой о музыкальной форме и т. п. Что же касается содержания музыки, то для этого музыкального компонента нет ни конкретных дисциплин, ни строго выверенного научного метода. Попытки выявить общую структуру музыкального содержания в работах по музыкальной эстетике еще слишком далеки от музыки, в то время как литература о конкретных произведениях пользуется в основном описательно-эмпирическим методом. Установить теоретические положения в этой области трудно, в частности, потому, что музыкальные ассоциации субъективны, а констатация субъективности далеко еще не образует теории.