Социокультурные условия и их влияние
А накануне Великой французской революции вместо господствующей рационалистической модели музыкального языка формирующееся музыкальное сознание третьего сословия (последовательнее всего выраженное Руссо в его полемике с Рамо) утверждает новую (отличающуюся от условной, искусственной с его точки зрения, старой), с доминантой простоты, задушевности, безыскусности, принципом естественной связи сердечного и волнующего (Асафьев) и его мелодического по преимуществу выражения, допускающего союз, елнянность со столь же простым поэтическим словом.
Налицо относительная десемиотизация музыкального мышления и языка, которая впоследствии приведет к новому, романтическому типу семиозиса, сочетающему непосредственность выражения с тягой к яркой метафоричности (риторике нового типа), постоянным взаимодействиям и взаимоотражениям музыки и поэзии, живописи, театра.
А этот тип, в свою очередь, приведет - уже в новых социокультурных условиях - к поразительному феномену творчества Мусоргского, парадоксально сочетающего осознанную ориентацию на естественную музыкальную прозу, на превращение в музыку обычной человеческой речи во всех тончайших изгибах ее, простого человеческого говора с живописностью гоголевских текстов, с барочной аллегоричностью и фантастическими метафорами стихов Голенищева-Кутузова.
Контекст социокультурных форм общения. Как нет живой культуры вне актуальной деятельности и сознания, так нет ее вне богатства живого человеческого общения.