Массовое общение

По типу субъектов общения можно выделить следующие его разновидности:

а) массовое общение - с его различимым многоголосием и, одновременно, обобщенностью (без рельефной индивидуализации) отдельных голосов, объединенных единым отношением к миру, надындивидуальным, соборным содержанием; различие в отношении также оказывается коллективным и делит массу на группы-голоса. Этот тип реализуется в хоровом пении, оркестровом музицировании, а в композиторском творчестве определяет эпический (эпико-драматический) характер авторского отношения к миру, высказываемого как бы от лица коллективного субъекта (в музыке XX века это, например,. Весна священная И. Стравинского, Кармина Бурана К. Орфа, программные симфонии Д. Шостаковича, ораторнальные произведения Г. Свиридова, В. Гаврилина);

б) общение личности и массы, где личность может выступать как в активной роли говорящего (трибун, проповедник, запевала, учитель, полемист, нравственный обличитель и т. д.),. так и слушающего (с последующим новым обращением к массе), заражающего массу мыслью и чувством и сливающегося с ней мыслями и чувствами. В музыке таковы общая структура отношений солиста с хором и оркестром, полемически-соревновательный по природе жанр концерта, ораторская направленность содержания и формы (с вытекающими отсюда принципами ее организации) в григорианском хорале, органных сочинениях (не говоря уже об ораториях и пассионах) Баха, восходящих, по Асафьеву, к ораторской культуре Рима 1 и как бы воссоздающих ситуацию церковной проповеди. Таковы осуществленная гармония личности и коллектива (человечества!) в Девятой симфонии Бетховена, драматизм общения народа и царя в Борисе Годунове Мусоргского, взаимное отчуждение, некоммуникабельность личности и массы в Воццеке Берга, выражение самосознания революционного народа агитатором, горланом, главарем в Патетической оратории Свиридова;

в) групповое межличностное общение, отражаемое в различных музыкально-диалогических формах - от фуги до прямо воссоздающих подобное общение ансамблевых форм. История оперы, в частности, дает примеры ее движения в сторону все большего правдоподобия в передаче реального повседневного общения между людьми, сперва содержательной, эмоциональной, а потом и формально-речевой его стороны (сравним в этом отношении оперы Моцарта и Россини, Чайковского и Пуччини, Шостаковича и Бриттена);

Популярные заметки

Разграничение уровней музыкальной структуры Слияние классических и романтических музыкальных элементов Музыкальное путешествие Развитие идеи инструментальных жанров Музыкальный миросозерцательный жанр Прощальная симфония Гайдна
Купить воздуховоды
Воздуховод оцинкованный. В наличии на складе ! Звоните
r-vent.ru