Внутреннее состояние

Речь идет о специфически музыкальных закономерностях, о музыке, воздействующей на нас только своей звукоструктурой и вызывающей через это воздействие вполне определенный, конкретный комплекс ассоциаций, который и является основой нашего понимания содержания во всей его многосторонности: национальной, временной, личностно-психологической, повернутой к внешнему миру или отображающей внутреннее состояние и процессы и т. д. Все это в целом и составляет знание о человеке, сформированном определенной исторической эпохой, конкретными социальными условиями, которое несет в себе музыка. Благодаря содержательному богатству реалистический метод имеет преимущества перед другими творческими методами в плане более глубокого познания общественного человека. В неоромантической музыке монотонное самосозерцание, к примеру, тоже дает нам знание о человеке определенной, конкретной эпохи, о его внутреннем мире, о пении его души, но это особенный человек, погруженный только в себя, и потому односторонний. В классическом реализме человек показан тоже как личность с ее индивидуальным внутренним миром, личность, принадлежащая определенному времени, но эта личность вместе с тем принадлежит и своему народу или взаимодействует с другими народами, то есть принадлежит широкой общности людей, она существует также и в проекции на исторические взаимосвязи и т. д. Познание мира и человека в музыкальном искусстве уникально, и инструментальная музыка концентрирует эти возможности, так как обращаясь к конкретному воспринимающему сознанию, она не ставит ему никаких препятствий на пути свободной автопроекции, внутреннего проигрывания ассоциативных комплексов, то есть на пути самораскрытия, самопознания, расширения внутренних горизонтов и вместе с. тем приобщения к тому, что хотел выразить композитор.