Понятие музыкальный логос

И именно на этом уровне яснее всего обнаруживается невозможность не только перевода на вербальный язык всей целостности художественного содержания, но даже и самого названия на языке понятий элементов его структуры. Этот уровень - специфически-музыкальный (уровень действия специфически-музыкальных элементов), уровень слияния целостного развертывания формы и целостного развертывания художественного содержания.

Ю. Холопов вводит понятие музыкальный логос, до известной степени близкое понятию авербального четвертого уровня. Настолько же, насколько музыка есть отражение действительности, логос музыки есть воплощение в материале звуко-отношений некоторых коренных (может быть, даже, точнее сказать, конечных) движущих сил вечного становления действительности . Далее автор замечает: Чтобы стать им, она (неподвижная суперструктура.- Е. Р.) должна быть погружена в сферу чувственного с ее специфически антиматематической целостностью, нечленимостью, весомой текучестью и бесконечной гаммой переходящих друг в друга чувствительных точек, линий, полос, кругов, пятен, трогающих душу ощущений. Притом, в отличие от обыденных житейских (тем более физиологических) ощущений и чувств, музыкальные характеризуются большей или меньшей, но доминирующей ролью эстетических чувств, типичных для той стадии развитости искусства, которую мы подразумеваем под термином музыки.