Четвертый уровень восприятия

Все три уровня содержания, как мы видим, поддаются адекватному словесному описанию. Вес три относятся к области внехудожественпой информации, ибо ни присутствие внемузыкальных связей, ни музыкальные связи (не говоря уже о первом уровне звучания - звучания как такового) не обеспечивают сами но себе художественного уровня произведения.

Следующий, четвертый уровень восприятия как раз и обеспечивает художественную целостность произведения, приводит к единству, гармонизует элементы двух предыдущих. Здесь происходит художественное переосмысление как внемузыкальных истоков, так и музыкальных (отражение действительности как внемузыкальной, так и музыкальной), а звукоподражание осознается как изображение и художественная метафора, интонационный прообраз и даже цитата - элемент авторского высказывания, элемент художественного стиля.

На этом уровне звуковой материал организуется и предстает в виде системы, постепенно проясняется форма произведения. Бессознательное интуитивное творческое начало, озарение контролируется сознанием, иррациональное и рациональное выступает как две стороны процесса созидания, постижения содержания. В этой фазе определяются музыкальный тематизм и его развитие, особенности синтаксиса и формообразования (формы как процесса и результата), лад, формообразующая роль ритма, организация тембровых закономерностей. Здесь выявляется и музыкальная драматургия, или интонационная фабула как структура содержания, воплощенная в типах развития тематического материала, в процессуальном развертывании музыкальных событий. На этом уровне музыкальное произведение становится аккумулятором чувств - чувств социально ценных, отобранных, просветленных интеллектом. Музыка превращается в искусство, в ней отчетливо выступает грань между искусством как осмысленной социальной деятельностью и бессмысленным образованием болезненных симптомов у невротиков или беспорядочным нагромождением образов во сне1. Именно здесь переживание переплавляется в сопереживание 2.