Музыкально-процессуальная сторона

Главную роль здесь продолжают играть тематизм и тематическое развитие, музыкальная драматургия. В тематизме все звукоподражательные, звукоассоциативные элементы (второй и третий уровень) благодаря художественному переосмыслению, контекстуальному обогащению превращаются в символ, сближаются с понятием, не теряя в то же время чувственной и эмоциональной конкретности в связи с отражаемым - внемузыкальной действительностью.

Музыкально-процессуальная сторона в произведении организована таким образом, что сопоставление мелких синтаксических единиц (тем), их развитие, сопоставление и переходы друг в друга крупных фрагментов (разделов и частей) создают определенные сюжетно-характерологические ситуации, достаточно однозначно расшифровываемые. Ход событий, их развитие, столкновение характеров, драматургия - понятия, заимствованные из смежных искусств,- здесь вновь сближаются со своим изначальным смыслом.

На этом уровне особое значение имеют цитаты-символы и лейтмотивы-символы. Принцип тематической цитаты - перемещение из одного раздела, части, акта в другой и образная трансформация лейттем (лейтмотивов) - способствует образному закреплению за определенным тематизмом определенного значения, сближению музыкального внепонятийного с понятийным. Функция сквозных тем противоречива. С одной стороны, - это конкретизация образного значения. Наиболее полно эта функция выступает в программной и театральной музыке, где происходит закрепление лейттемы за определенным персонажем или явлением. С другой стороны, функция лейттемы - не просто функция обобщающего образа: сближаясь с понятием, лейттема в чисто художественном плане в большей мере абстрагируется от живого течения музыки, оказывается более постоянной и однозначной по смыслу, менее текучей, менее склонной к превращениям, нежели тематизм незакрепленный, не имеющий функции лейттематизма.