Музыкальный творческий метод Берлиоза

Вообще в этих стилях наблюдается последовательность и единство структурных принципов. Подобно тому, как разнонациональная тематика не ассимилирована в них на уровне целостной музыкальной системы, так и дистанционно-временные значения, связанные с различными григорианскими темами, участвуют в содержании только на правах, конституируемых программой.

Творческий метод Берлиоза и Листа таков, что он не создает внутреннего единства элементов, и поэтому богатство содержания в их произведениях стремится распасться на отдельные миры - национальные, временные. Видимо, в этом методе имеет место неразрешимое противоречие, препятствующее созданию целостного исторически-конкретного музыкального содержания. В результате музыку Берлиоза и Листа следовало бы определить как романтический стиль.

Следующая группа - русские композиторы: Глинка и Бородин - интересна отсутствием (или слабым развитием) личностно-психологических значений в содержании и, соответственно, понижением его интравертных качеств. Эти стили, преемственные от классического в части его формообразования, обладают яркостью национально-характеристических признаков и экстравертностью музыкальных образов.

Таблица не отражает некоторые важные элементы музыкального содержания: у Глинки, например, в Вальсе-фантазии безусловно присутствует личностно-психологическая автопроекция, есть она также и в квартетах Бородина. Ввиду небольшого количества инструментальных сочинений у обоих авторов, может быть, следовало учесть и эти Значения, но с другой стороны - они не достигают уровня системности признака, сравнимого с национальными или классическими элементами, и поэтому целесообразнее представить их здесь как дополняющие.