Музыкальные переходы
В пределах этой группы композиторов, также как и в группе трех Ш, ощутима тенденция к развитию более полного содержания: по сравнению с Глинкой музыка Бородина имеет еще один признак - дистанционно-временное ассоциативное значение, обусловленное обращением к древним пластам фольклора - русского и тюркских народов. Особенную сторону в музыке этих композиторов представляет полное слияние классических принципов формообразования с национальной характерностью, что дает основание определить музыку Глинки и Бородина как классико-реалистический стиль. Если в группе ранних романтиков переход от классицизма к реализму намечается через синтез классических и романтических элементов, то Глинка и Бородин дают другой пример перехода - без романтических включений.
В группе - Брамс, Чайковский, Рахманинов - как раз и обнаруживаются два варианта образования музыкального содержания, в наибольшей мере обладающего признаками реализма. Подобно реализму в литературе, реализм в музыке, в том числе и инструментальной, является конкретно-историческим типом реализма, который сохраняет самоценность индивидуального конкретно-исторического содержания именно как индивидуального, конечного, а всеобщее значение придается этому содержанию за счет творческого освоения конкретно-исторических связей отдельного человеческого индивида с жизнью общества в целом . Музыка Брамса и Чайковского в полной мере отвечает этому определению реализма.
Брамс в своем инструментальном творчестве наследует опыт раннего романтизма: здесь и интравертность музыкальных образов, и разнонациональная тематика, и развернутые дистанционно-временные элементы. Вместе с тем у Брамса возникает перераспределение пропорций и соподчинений составляющих содержание элементов. В частности, этот композитор в большей мере, чем Шуман и Лист, опирается на классические принципы формообразования.