Мелодическая опера

В бесконечном процессе развития музыкального искусства идеи, появившиеся на одном витке спирали, прорезаются на другом витке уже в новом облике. Например, мысли о мелодической опере и опере речитативной возникли одновременно в момент рождения нового жанра.

Один из отцов оперы - Дж. Каччини обладал лирическим голосом и хотел утвердить в опере мелодическое пенис; второй Пери, будучи драматическим певцом, видел ее будущее на путях речитатива. Развитие жанра длилось долго, и в XIX веке, в эпоху классического реализма, на высочайшем уровне, достигнутом искусством, опять встречается этот диалог: опера мелодическая - опера речитативная. Если сравнить, например, две речитативные оперы - Коронацию Поппен (1646) и Бориса Годунова (1872), то видно, какую гигантскую эволюцию в направлении полноты музыкального содержания совершил жанр за два с четвертью столетия, как уточнилась, переосмыслялась, развернулась сама идея речитативной оперы.

Содержание музыки в оперном жанре менялось, менялись звукоструктуры, способы развертывания музыкальной мысли, звуковые средства, но при этом цель движения оставалась единой - воплощение замысла, отражающего конкретно-исторические социальные и художественные потребности. Просматривая весь этот долгий путь, все его изгибы, тупиковые ходы, участки торможения и, наоборот,- стремительного продвижения вперед, мы видим, что система классического реализма синтезирует и обобщает огромный исторический опыт и самим фактом своего появления ставит еще более сложную задачу перед будущим.