Пять измерений духовно-культурных контекстов музыки
Говоря более строго, в музыке, в ее содержании и устройстве находят специфическое продолжение (осуществление) все основные измерения духовной культуры: ее предметное и ценностно-смысловое содержание, психологические и знаковые формы, способы ее социального функционирования. Эти пять измерений (компонентов) в их конкретно-исторической содержательности и являются духовно-культурными контекстами музыки.
Предметный контекст культуры, или контекст культурной предметности музыки. Это создаваемый каждой культурой мирообраз - миропредставление и миропонимание, идеальная картина мира. Обусловленная конкретной практикой и социальными отношениями, культурная картина мира отражает и обобщает черты конкретно-исторического мира человека (Маркс) и в форме представлений, понятий, категорий, мыслительных схем для музыкального сознания оказывается не только объективным материалом, но и способом, структурой мышления о мире. Как никогда прежде, современное музыкознание осознает потребность в выявлении этой глубинкой основы композиторского и исполнительского творчества. Что же конкретно составляет эту основу?
Во-первых, самые общие философско-мировоззренческие взгляды на устройство мира и место человека в нем, на соотношение материального и духовного, сущности и явления, мирового и человеческого, космического и исторического, вечного и преходящего и т. п. Важнейшим для мировоззрения и искусства вопросом является отношение человека к определенным образом понятому абсолютному началу и принципу всего сущего, степень гармоничности этого отношения и вытекающие отсюда возможности человека, его свобода и несвобода. (То же определяет и решение важнейших ценностно-смысловых проблем мировоззрения, относящихся уже к духовно-ценностному контексту.)