Культурологический музыкальный подход

Но на этот вопрос нельзя ответить без культурологического подхода, без выявления культурно-типологических черт семантики, эстетики и поэтики проецируемого в музыку и образно воскрешаемого ею пространства. Необходимо, по крайней мере, выделение характерных для конкретной культурной картины мира сфер (природное, божественное, социальное, психологическое) и измерений (масштаб, структурированность, динамизм) пространства (пространственное), их особого предметного и человеческого наполнения, их ценностной иерархии, и, конечно, типа пространственно-временного целого - хронотопа (скажем, религиозно-космический хронотоп музыки Баха имеет пространственную доминанту, равно как и типологически иной, мифологизированный хронотоп Дебюсси, а в психологическом по преимуществу хронотопе Шопена или Чайковского доминирует время).

Говоря о пространстве и времени как категориях культуры, нельзя не отметить, что в ряду этих универсалий важное место и значение получают структурные (архитектонические, композиционные) пространственные и временные представления и категории, аккумулирующие опыт освоения упорядоченности, разнообразия, гармонии, симметрии и асимметрии, пропорций и вообще числовых отношений предметного мира.

Эти, становящиеся эталонными, образы структурности в силу самой своей природы получают двойную жизнь в культуре и музыке: они - объект отражения, образное содержание (основное для непрограммной музыки некоторых эпох) и, одновременно, форма его воссоздания - структурные закономерности любых музыкальных форм, музыкального мышления в целом (по Ю. Холоиову, музыкального логоса) . Культурологический подход к указанному аспекту музыки у нас, пожалуй, наиболее развит, особенно применительно к музыке нормативно-канонических, склонных к унифицирующей рефлексии типов культур. Но также необходимо исследовать и музыкальную логику, музыкальные структуры последующих эпох, включая нынешнюю.