Восприятие слушателем классической музыки

В понятие содержание - так, в частности, воспринимает слушатель аннотацию (о чем эта музыка?) - входят также композиция, характеристика тематизма, драматургии и пр., и пр., в зависимости от вкуса автора аннотации. Впрочем, речь в данном случае идет о некоем абстрактном, усредненном слушателе классической музыки.

Слушательская квалификация неоднородна, равно как неоднородны и вкусы различных социальных групп и индивидуальностей. Существует и высшая категория слушательской квалификации: такой просвещенный слушатель судит о музыке самостоятельно и порой более проницательно, нежели музыковед.

Музыковеды-профессионалы (речь идет о советских музыковедах) также по-разному представляют себе возможности анализа содержания музыкального произведения. Одни из них, преимущественно теоретики, предпочитают заниматься проблемами формы в широком смысле слова - разветвленной и детализированной областью теории. Их можно уподобить ученым-лингвистам. Именно они нередко относятся с известным скепсисом к самой возможности анализа содержания, точнее, вербального описания его.

Несмотря на это, и в чисто теоретических работах, и в эстетико-теоретических музыковеды этого типа исходят из признания основного положения марксистско-ленинской эстетики: музыка как искусство является отражени- ем действительности, а содержание ее - отраженная действительность. Вследствие этого и в чисто теоретических работах сквозь технологию высвечивается содержание.