Музыкальные эстетические качества
Осознание того факта, что эстетические качества изображаемого (описываемого) объекта (сюжета) не тождественны эстетическим качествам произведения искусства, что красота модели и красота картины или скульптуры - суть категории различные, приводит в эстетике и теории к проблеме художественного содержания как специфического, присущего только искусству.
В качестве содержания выступает в нем не художественная структура, не материал (содержимое), не объект творчества (отражаемое), а само художественное отражение, претворение перетворение переработка явлений действительности как единство субъективного и объективного. Содержание искусства - идеальное, субъективная реальность. Идеальное в нем выявляется как связь данного текста с действительностью - внемузыкальной, внехудожественной и художественной, музыкальной, в частности. К последней относится вся область пре-. творенных в произведении речевых интонаций, жанрового и стилистического многообразия искусства в его связях и трансформации, вся звуковая сфера реальности и т. п.
Специфика художественного содержания, его несводимость ни к материалу, ни к объекту творчества обусловливает возникновение новой реальности - художественного произведения, содержание которого не исчерпывается совокупностью внетекстовых связей.
В большом искусстве - имеются в виду непреходящие эстетические ценности, искусство, апробированное временем и общественным вкусом - содержательность как бы избыточна. Она выявляется, высвечивается постепенно. Оттого и жизнь художественного произведения долговечна, влияние его безгранично - произведение обладает для этого достаточным запасом прочности.