Внепонятийность основного музыкального уровня
Авербальность, внепонятийность основного уровня элементов структуры музыкального содержания требовала строгой, научно-выверенной, разветвленной теории, где все сформулировано, названо, определено с почти математической точностью. Ни литература, ни живопись не нуждались в такой степени в теоретической базе, как профессиональная музыка. Ни в одной области не возникало такого количества математических теорий. В этом проявляется закон компенсации, закон дополнительности, в конечном счете уравновешивающий целостное, спонтанное, чувственное и аналитическое, расчленяющее, интеллектуальное познание. В этом и только в этом можно обнаружить связь искусства музыки с искусством архитектуры, а не во внепонятийности и абстрагированности содержания, тождественности формы и содержания, как это утверждали Э. Ганслик и его последователи.
Внепонятийность, непереводимость художественного содержания - это атрибут всех видов искусства, независимо от материала и способа отражения.
Всякая теория имеет свою специфическую терминологию, круг понятий. Стремление к объективности, доказательности интерпретации музыкального произведения заставляет музыковеда опираться на закономерности формы, обобщенные теорией. Между музыковедом и широким читателем возникает терминологический барьер, которого не знает литературовед.
Музыка - искусство, наиболее неподдающееся словесной интерпретации на содержательном уровне. У талантливого музыковеда интерпретация опирается на форму, на объективно, однозначно определяемые внетекстовые связи и на собственный культурный и жизненный опыт. Интерпретации предшествуют анализ, объективное знание.
Словесная же интерпретация слушателя, застигнутого врасплох анкетой, имеет характер случайного высказывания. Здесь могут быть и мимолетные ассоциации, и поиски слов для определения заведомо неопределимого - чувства. Этим обстоятельством возможно и объясняется то хаотическое разнообразие, которое зафиксировано в анкетах.