Музыкальное понимание
Варианты ее понимания связаны, главным образом, с внетекстовыми моментами: обстоятельствами слушания, вариантами собственного интонирования, вариантами исполнения. Но и в песне, несмотря па доступность ее, слушатель с первого раза может не обратить внимания на те моменты в мелодии или инструментальном сопровождении, которые будут замечены при следующих прослушиваниях.
В гораздо большей степени это относится к сложным, объемным произведениям так называемой серьезной музыки. Ее расслушивают постепенно - ранее не замечаемые детали выступают из общего фона, превращаются в рельеф, фигура и фон могут меняться местами, более явственными становятся интонационные связи, более отчетливо воспринимается композиция. Из области подсознательного поднимается в область светлого поля сознания все больше элементов текста. Это, в свою очередь, рождает все больше ассоциаций, эмоциональных откликов, способствует адекватному восприятию авторской концепции.
То же самое происходит и с другими видами искусства,- ведь эстетическое восприятие - это процесс, выходящий за пределы однократного общения с текстом. И чем произведение содержательнее, информативнее, выше в идейно-художественном отношении, тем более долгим и богатым будет процесс постижения его. Анну Каренину или Преступление и наказание читатель понимает с первого раза, но во второй и третий раз перед ним раскрываются еще не понятые, не всплывшие на поверхность сознания слои содержания. После неоднократных чтений текста читателю все же интересно прочитать и литературоведческое исследование, и статью, и монографию об авторе романа. Почему?