Возникновение дополнительных музыкальных связей
И факты биографии писателя, и его облик, предстающий в монографии, и толкование текста в талантливом литературоведческом или критическом исследовании (статье, книге) обогащают извне наше понимание текста, создают определенный фон, среду, благоприятствующие дальнейшему углублению в текст. Возникают дополнительные связи, новый контекст, новое освещение, включение в новые культурные ряды. Иногда - в случае несогласия с мыслью автора-исследователя - от противного укрепляется своя интерпретация.
С движением произведения по историческим эпохам вообще меняется характер контекстных связей. Ослабляются, становятся неактуальными, иногда вовсе исчезают связи с бытом, с популярной и народной музыкой эпохи. Так, музыка Средневековья и Ренессанса для слушателей XX века таких контактов почти лишена. Ослаблены они при слушании Баха и даже венских классиков. Музыковедческие исследования как раз и могут эти контакты восстановить и ввести их в культурный кругозор слушателя.
В то же время нарастает значение культурно-исторических связей. В Гайдне угадывается Бетховен, Шуман, в Бахе -Шостакович, а не только в Бетховене Гайдн, а в Шостаковиче - Бах. Мы в XX веке слышим музыку пришлых времен на другом культурном фоне, иначе, нежели современники. И музыковед, критик, аналитик эти разные связи с фоном, разный контекст также могут раскрыть.
Свойство классического музыкального произведения, как уже было отмечено - особо плотная (неисчерпаемая в принципе) информативность его, как количественная (вертикальная и горизонтальная насыщенность музыкальными событиями), так и качественная (множественность внетекстовых связей).