Распределение ассоциативных значений

Заимствуя от реалистической оперной традиции, в частности от романтической оперы, принцип распределения ассоциативных значений, Дебюсси использовал его в новом варианте, отделив ассоциативно насыщенный лирический музыкальный пласт, и создал особенную поэтичную музыкальную атмосферу своей онеры вне жанровой и временной конкретности. Правда, в Пеллеасе продолжает действовать такой важный для реалистического метода принцип, как характерологизация сценической речи героев: все они говорят по-разному, но никто из них по-настоящему не ноет, это делает оркестр.

Вместе с тем включенность речитативов в общую интонационно-лирическую систему музыки отделяет Пеллеаса от натуралистических произведений оперного жанра.

Воццек - совершенно иной вариант обращения к оперным традициям. Так же как и Пеллеас, эта опера создана на путях, проложенных романтической и реалистической оперой XIX века, но в отличие от музыкально-лирического Пеллеаса, Воццек направлен в сторону драматизированного натурализма. С реалистической традицией эту оперу связывает использование конкретных жанровых ассоциативных значений для личностно-психологических характеристик. Таковы колыбельная Марии, се же ария с молитвой, марш Тамбурмажора, лендлер, полька, вальс и т. д.

Весьма значительный слой оркестровых и хоровых эффектов в этой опере построен на первичном круге ассоциативных значений. Таковы реалистические изображения свиста ветра, погружение утопающего Воццека в болото, храп солдат в казарме и множество других моментов действия.

Нужно сказать, что звуковые структуры Воццека, основанные на политональных и атональных сочетаниях, с большой достоверностью способны передавать конкретные жизненные реалии; мы легко узнаем их, но не в музыкально зашифрованном преобразованном виде, а в натуре, то есть вне их обобщения в иерархии музыкально-ассоциативных значений; звуковые ресурсы музыки используются здесь для натуралистического воспроизведения шумов, шорохов, звуков, существующих в действительности.