Интравертность и экстравертность музыкальных образов
Далее, за классическими принципами формообразования идут уже обсуждавшиеся три группы ассоциативных значений: национально-характерные значения, личностно-психологические и дистанционно-временные.
Следующие две графы - интравертность музыкальных образов и экстравертность - указывают на способность музыки отображать внутренний мир художника, обращая наше восприятие к соответствующим ассоциациям, или наоборот ее способность отображать внешние свойства, очерчивать какие-либо стороны действительности, внеположенной внутреннему миру композитора.
Многообразные комбинации из описанных пяти структурно-содержательных признаков, находящихся в различных условиях соподчинения, образуют внутреннюю структуру содержания бессловесной инструментальной музыки. Заключает горизонталь таблицы графа программность, необходимая для уяснения конкретных деталей содержания.
В вертикали таблицы размещены имена крупнейших авторов инструментальной музыки XIX -начала XX века, представляющих основные творческие направления этого периода. Размещение композиторских стилей по группам произведено в соответствии со сходством определяющих содержание признаков при общей ориентации на хронологический порядок. Выделены следующие группы: Шуберт - Шопен - Шуман; Лист - Берлиоз; Глинка - Бородин; Брамс - Чайковский - Рахманинов; Вагнер -Брукнер –Малер Р. Штраус; Скрябин; Дебюсси.
Можно было бы расширить некоторые из групп, ввести другие национальные школы, композиторские стили с иными комбинациями признаков и т. д., но и предлагаемый здесь перечень вполне позволяет с достаточной полнотой рассмотреть основные тенденции развития содержания в инструментальной музыке.