Реализм в оперном творчестве
Реализм в оперном творчестве корифеев XIX века сложился идейно и технологически, он был понят современниками и утвердился в истории культуры как метод и система, наследующие и обобщающие на новом уровне музыкального искусства высокие достижения народного творчества, классического и романтического направлений.
Техника реалистической оперы в ее мелодическом и речитативном вариантах продолжала совершенствоваться на основе национальных традиций и после создания великих шедевров второй половины XIX века: Богема Пуччини (1895), как мелодическая опера, Енуфа Яначека (1903), как речитативная, представляют дальнейшее развитие реалистического метода во всей полноте его принципов.
Созданные в первой четверти XX века оперные вершины импрессионизма (Пеллеас и Мелисанда Дебюсси, 1902) и экспрессионизма (Воццек Берга, 1922) по-своему комментируют принципы классического реализма.
Дебюсси очень высоко ценил музыку Мусоргского, прежде всего за ее способность гибко и трепетно откликаться на тончайшие психологические нюансы словесного текста. Насыщенность звуковых структур музыки Мусоргского психологической характеристичностью восхищала французского композитора, понявшего, что здесь открывается новый путь, в частности, в сфере словесно-музыкального синтеза.
В своей опере Пеллеас и Мелисанда Дебюсси применил двухэтажную музыкальную конструкцию: авторский музыкальный отклик на текст метерлинковской драмы он поместил в оркестр, а вокальные партии приблизил к музыкально проинтонированной декламации. Вынесение эмоционально-ценностного подтекста в оркестровую партию, отделенную от сценической жизни героев, и сплошь субъективно-лирическая авторская ее окраска - уникальный случай в оперной практике.