Постклассическая музыка XIX века

Попутное замечание о предрасположенности типов восприятия к тем или иным группам ассоциативных значений: Л. Толстой, как известно из его собственных признаний, был очень восприимчив к классической музыке, но не всякой, а наделенной именно личностно-психологическими значениями, и совершенно не принимал музыки объективированного типа с ограниченным действием этих значений - в том числе и бетховенской.

В этом, конечно, проявились свойства натуры, личности писателя,- глубочайшего аналитика и исследователя человеческой психологии - музыка для него, видимо, была интимным источником знаний о человеческой душе.

Рассмотренная выше на материале оперного искусства триада ассоциативных значений в тех или иных комбинациях свойственна всей инструментальной послеклассической музыке XIX века; пожалуй, труднее назвать сколько-нибудь значительного композитора, в сочинениях которого эти значения не присутствовали бы, нежели тех, у кого они без труда обнаруживаются. Вместе с тем послеклассическая эпоха - это и романтизм, и импрессионизм, и натурализм.

Воспользуемся опытом анализа оперно-вокальной музыки, который выявил важнейшие свойства реалистического метода - способность синтезировать и обобщать многообразие музыкальных значений до качественно нового уровня содержания - конкретно-исторического,- и попытаемся проследить формирование реализма в сфере инструментального творчества.

Горизонтальный ряд таблицы включает 6 основных структурно-содержательных признаков. Графа классические принципы формообразования введена в их число по той причине, что для восприятия инструментальной музыки классическое формообразование (внешняя форма произведения) ассоциируется с понятиями стройности, ясности, внутренней целесообразности, устойчивости, которые, в свою очередь, характеризуют определенные содержательные качества.