Иллюстративность и звуковое конструирование

Тончайшие мастера слова, писатель и поэт, кровно связанные с великим делом русской литературы, на уровне проблем своего времени оценивают конструкторский субъективизм в поэзии конца XIX - начала XX века как несерьезность, уход от задач большого общественного звучания, которые и призвана решать настоящая литература; их слова остаются актуальными и для творчества более поздней поры с той только быть может поправкой, что в наши дни это уже серьезно, поскольку через искусство пролегает фронт идеологической борьбы.

Иллюстративность и звуковое конструирование выше теоретически описаны как чистые случаи разрыва единства смысловой и звуковой сторон искусства, но в реальной творческой практике эти противоположные тенденции прекрасно уживаются. В той же старой европейской полифонии создатели многоголосной музыки для глаз соединяли свои абстрактные полифонические конструкции с текстами из повседневного обихода христианско-католической религии. Звуковой конструктивизм здесь налицо, но и необеспеченность объявленной программы соответствующими музыкальными ассоциациями, существование звуковой формы независимо от смысловой литературной основы - также налицо.

Нечто подобное, но только в разнообразнейших технических вариантах с использованием богатейших ресурсов современной звуковой материализации, представляет собой продукция музыкального авангарда. Конечно, задачи, преследовавшиеся в полифонических конструкциях нидерландцев, и те, что ставил перед собой авангард XX века, отличаются по идеологическому содержанию, отличны и применяемые звуковые средства, методы развертывания музыки и т. д.