Первичные и вторичные ассоциативные значения

Первичные и вторичные ассоциативные значения входят во взаимодействия, регулируемые конкретными условиями музыкального текста. В музыке высокой традиции первичный круг значений опосредуется, входит как элемент в систему высших значений. Простейший случай - Гроза из Пасторальной симфонии Бетховена. По значениям звуки симфонической Грозы не тождественны природным звукам, хотя внешне их напоминают, сохраняя тем самым отсылку к конкретной жизненной реальности. Смысл, значение этих звуков опосредуется в системе высшего порядка - содержании бетховенской симфонии в целом.

Для нашей темы важно установить соотношение между интенсивностью развития звуковой структуры и ассоциативных значений в различных творческих концепциях. История музыки дает богатейший материал для изучения этого соотношения. Хотя в обширной литературе, посвященной проблемам содержания и формы, сказано много верного о диалектике взаимопереходов музыкального содержания и внутренней формы музыкального произведения, отметим еще раз, применительно к ассоциативному слою содержания, что звуковые музыкальные структуры не являются только лишь скорлупой, индифферентной к собственной незвуковой начинке - ассоциативным значениям. Целесообразность и совершенство звуковой структуры как раз и состоит в способности пробуждать в нашем сознании глубокие, важные в содержательном смысле ассоциативные значения.