Мысль композиторов-полифонистов

Как известно, знаменитый парижский дискантист Леонин в X веке применил в годовом круге католических месс двухголосие, а Перотин Великий в XII веке - трехголосие. С применением средств вокальной полифонии в музыке появился ассоциативный ряд, отсутствующий в монодии. Технологически и композиционно интересная проблема увеличения числа голосов и повышения таким путем емкости музыкального содержания казалась вполне решенной. Мысль композиторов-полифонистов начала работать в этом направлении, однако наращивание более 4-х голосов уже вело к усилению красочности и ослаблению логически-связующего начала. Легко ощутима разница между ассоциативными значениями, связанными с одноголосием и с полифоническим двухголосием (или трехголосием и четырехголосием), но нельзя достаточно четко представить содержательное различие между девяти- и двенадцатиголосием. Более того, поскольку возможности восприятия ограничены пределами, выход за которые влечет понижение емкости музыкального содержания, усложнение музыкального языка делается нецелесообразным, музыка становится непонятной. Подобно этому и в полифонической музыке XV-XVI веков конструктивные преувеличения ликвидируют многообразие содержательных значений.

Авангардистские опусы можно сравнить с особым жанром графики - шрифтовыми композициями, передающими чисто внешний образ данного шрифта, которым при желании можно дополнительно дать какое-либо субъективное символическое истолкование. Аналогично, соединение внешней образности со словесной символикой по типу открытой программности свойственно и композициям авангарда, насквозь иллюстративным и сконструированным по принятым для каждой композиции правилам звукосочетаний. И здесь, как и в музыке нидерландцев, звуковой конструктивизм и иллюстративность составляют неразрывную пару.