Продуктивные периоды
Наиболее продуктивные периоды в истории европейской музыки, такие, как эпоха барокко, музыкальный классицизм, романтизм и т. д., отмечены созданием произведений, в которых музыка представляется нерасчленимой на звуки-носители и передаваемую или внушаемую ими содержательную информацию; отличительной ее чертой является слитность звучаний и ассоциативного комплекса - качество, именуемое совершенством, полнотой выражения, высшей музыкальностью.
В периоды, отмеченные неравномерностью эволюции звуковых структур и системы значений, создавалась музыка, менее жизнеспособная в социально-историческом плане; и здесь можно зафиксировать две противоположные концепции музыкального творчества. Первая исходит из стремления развивать смысловую, в том числе и ассоциативно-содержательную, область без необходимой связи со звуковыми структурами, что в крайних своих проявлениях ведет к нарастанию иллюстративности, нарушению слитности круга значений и компонентов, уровней звуковой сферы и - в конечном итоге - к снижению емкости музыкального содержания. Музыка такого рода, например, Э. Сати, тяготеет к открытой программности и воспринимается как музыкальное сопровождение к литературному символистскому тексту. Попытки выйти за рамки звуковых структур через объявление системы значений не всегда оказывались бесплодным чудачеством. В музыке того же Э. Сати сформировались нетрадиционные аккордовые образования, определился подход к новому типу программности, к новым эстетическим позициям. Подхваченные и развитые более молодым поколением композиторов, эти находки привели французскую музыку к новым горизонтам выразительности и содержательности в первой половине XX века.