Музыкальный фон
В Травиате, этой сугубо итальянской опере, написанной на французский сюжет, разнонациональная ситуация преодолена очень своеобразным путем - через интернационализацию изображаемого музыкального быта. Вальс, галоп - вот музыкальный фон оперного действия в Травиате, под такую музыку можно было танцевать в любом европейском салоне, на любом балу. То же самое можно сказать о Цыганском танце, или Марше матадоров - эти номера не имеют ни цыганского, ни испанского музыкального колорита; хотя в них есть интонационная яркость, но это именно салонное развлечение, а не национальная подлинность. И в этом, пожалуй, Верди показывает себя как тончайший мастер реалистического штриха.
Еще одно важное для реалистичности содержания музыкально-ассоциативное значение - дистанционно-временное. Если для Травиаты, Кармен и даже для Евгения Онегина современная музыка и изображенная эпоха почти совпадают в историческом времени (музыкальный язык Верди, Бизе и Чайковского не имеет ощутимого временного разрыва с эпохой, для которой герои этих опер - современники), то в Отелло и Борисе Годунове изображаемые события отстоят по историческому времени от момента создания этих опер на полтораста лет, соответственно и музыкальный язык начала XVII столетия оказывается слишком далеким от второй половины XIX века. Мусоргский и Верди стояли перед одинаковой проблемой внесения в свою музыку таких ассоциативных значений, которые смогли бы создать ощущение временной достоверности изображаемых событий. Как подлинные художники-реалисты, эти композиторы шли к своей цели не путем реставрации музыкального стиля прошлых эпох (во всяком случае, для Верди такой путь был открыт), а через расширение музыкально-ассоциативной сферы современного музыкального языка, но не разрушая его единства.