Процесс возникновения ассоциаций

Как бы ни был субъективен процесс возникновения ассоциаций, существуют слои и группы значений - и не только в первичном круге,- с большой конкретностью отображающие коллективный опыт восприятия, и следует полагать, что в этой своей части содержание музыки может быть планируемым и управляемым.

После интенсивных споров конца 50-х годов по проблемам реализма в советском литературоведении и вообще в нашей науке утвердилось мнение, что реалистическая модель познания мира в классическом своем виде сложилась в европейском искусстве в XIX веке. Применительно к европейской музыке можно добавить, что это произошло к началу второй половины XIX столетия, хотя элементы реализма можно обнаружить и в творчестве более ранних эпох, и в других регионах; они изначально свойственны и самой музыке как виду искусства, способному через систему ассоциативных значений порождать в нашем сознании отсылку к реальной действительности. Движение к реализму и формированию реалистического метода в европейской художественной культуре протекает параллельно в разных искусствах, и это сразу было замечено. Однако распознавание реализма в музыке осложнилось действием стереотипов восприятия этого искусства, традиционно ориентирующихся в основном на эмоции, а в содержательном смысле на слово, к тому же для периода вызревания и утверждения реализма характерна сложность пересечений и наслоений других тенденций - классицистических, романтических, натуралистических и пр.

Первичные ассоциативные значения, независимо от того, отсылают ли они к конкретной реальности или указывают на наши чувства, представляют собой общезначимый слой содержания, не поддающийся тонким различениям смыслового порядка без учета вторичных ассоциаций, определяющих всю полноту музыкального содержания.