Дистанционно-временные значения

Дистанционно-временные значения - пожалуй, самая тонкая область музыкальных ассоциаций. Дело в том, что музыка всегда складывалась как искусство современное. Библейские и древнегреческие персонажи воплощены в операх и ораториях Генделя посредством музыкального языка эпохи барокко, а в операх Глюка - эпохи классицизма: внеисторичная трактовка тем, которые понимались как вечные, универсальные, сливалась в этих стилях с музыкально-ассоциативным рядом, лишенным дистанционно-временных элементов, и наличествующее здесь противоречие между древностью отображаемой эпохи и музыкальной современностью как таковое не ощущалось. Ситуация меняется в XIX веке, когда композиторы реалистического направления начинают искать музыкально-звуковые средства для отображения в ассоциативных значениях дистанции времени.

Музыка XIX столетия исключительно богата полнокровным, конкретным отображением жизни. Ключевым жанром реализма в музыке в этом периоде явилась опера, наглядно сконцентрировавшая в себе всю полноту реалистического художественного мышления. Обращаясь к конкретным операм, не будем анализировать проявления реалистического метода во всей многосоставной структуре произведений, но сосредоточимся только на системах музыкально-ассоциативных значений, которые в наибольшей мере выявляют в музыке ее реалистическое содержание. В первых рядах реалистического искусства XIX века - Травиата (1853), Отелло (1886) Верди, Борис Годунов (1872) Мусоргского, Кармен (1875) Бизе, Евгений Онегин (1878) Чайковского; для рассмотрения типических признаков реализма этот список вполне достаточен, но отдельные детали можно будет подметить и на примере других произведений.