Слиянность логически безупречных звуковых структур

Выше уже отмечалось, что шедеврам музыкального искусства свойственна слиянность логически безупречных звуковых структур с богато развитой системой заложенных в них ассоциативных значений. Воздействие обоих этих компонентов музыки в процессе восприятия усиливается. Во взаимном их резонансе, собственно, и скрыта необычайная интенсивность музыкального переживания. Теория аффектов, до сих пор в том или ином виде присутствующая в оценках музыки как искусства эмоционального, имеет своим основным аргументом именно этот резонанс. Поскольку мы не можем отделить эмоции, инициирующие ассоциативный процесс, от эмоций, его результирующих или ему сопутствующих, положение эмоционального фактора неопределенно: он может входить в состав ассоциативных значений на правах дополняющего, но обязательно раскодированного двухзначного элемента эмоционально-неэмоционально.

Вопрос об участии эмоций в структуре музыкального содержания чрезвычайно важен. В свое время Э. Ганслик считал, что орган, воспринимающий прекрасное, не чувство, а фантазия, деятельность чистого созерцания. Утверждая свою формалистическую позицию, автор книги О музыкально-прекрасном (1854) все-таки не решился совсем исключить эмоции из акта восприятия музыки и отвел им место на периферии музыкального сознания: Прекрасное и в музыке возбуждает чувство лишь второстепенным образом, непосредственно же только фантазию . Если бы Ганслик дал правильное истолкование понятно фантазия, то, возможно, сумел бы прийти к материалистическому пониманию музыкального содержания, и ему не пришлось бы защищать специфику музыки (от растворения во внемузыкальном) с помощью средств формалистической, идеалистической эстетики.