Различные точки зрения на анализ
Различные точки зрения на анализ содержания возникают, главным образом, по отношению к его объекту - музыкальному произведению. Обратимся к более подробному выяснению сущности этого объекта.
Понятие музыкальное произведение распространяется далеко не на всю область музыкального творчества. Е. Назайкинский дает развернутую всестороннюю характеристику музыкального произведения. Выделим лишь некоторые существенные постулаты:
1) музыкальное произведение - музыка авторская;
2) только музыкальное произведение имеет музыкальную композицию;
3) произведение - объект, не сводимый к тексту или звуковому процессу;
4) и сущность, и строение музыкального произведения не могут быть поняты вне художественной коммуникации, в которой реально осуществляется процесс творчества, исполнения, восприятия и реализуется акт общения 2.
Е. Назайкинский приводит исчерпывающе полную схему коммуникативных связей музыкального произведения, его место в системе мир - жизнь - культура - язык (система музыкальных средств)3. Из всего вышеизложенного становится ясно, что такие сферы музыки, как фольклор, отчасти профессиональное каноническое искусство, прикладные жанры, учебная и эстрадная музыка выпадают за рамки понятия музыкальное произведение.
Текст произведения в широком семиотическом смысле слова - стабильный, инвариативный компонент. Произведение в целом - это взаимодействие текста со слушателем. При этом слушательское восприятие мобильный, подвижный компонент.